«При проведении дегустации у человека задействованы зрение, обоняние, вкус, осязание и слух. Но, в первую очередь, нам важно, как выглядит – какой у него цвет, размер и форма. Мы считываем все визуальные характеристики, например, он гладкий, сухой, твердый и т.д. С цветом продукта ассоциируются его качество, свежесть и аромат.
Продукт должен иметь привлекательный внешний вид, чтобы его захотели попробовать. Цвет и привлекательность продукта тесно связаны между собой. Например, синий цвет подавляет аппетит и, соответственно, не часто используется в продуктах. Когда наши предки были в поисках пищи, синий, фиолетовый и черный были предупреждающими знаками потенциально смертельной еды. Поэтому, мы неосознанно избегаем продуктов, которые являются ядовитыми, фильтруя их по цвету. Зеленые, коричневые, красные и желтые цвета – лучше знакомы нам и мы их воспринимаем более безопасными. Например, рестораны быстрого питания, зная такое восприятие, как правило, используют красные и желтые цвета.
Также, мы анализируем продукт по форме – длинная или круглая, по размеру – маленький или большой, по толщине, по наличию различных частиц, по блеску и текстуре…
Важна текстура – это органолептическая оценка структуры продукта и она определяется при разжевывании продукта. Она может быть оценена в механических (как в жевательных продуктах), геометрических (размер частиц и форма) и влажностных характеристиках. Текстуру описывают обычно такими характеристиками, как хрустящие, мягкие, липкие, жесткие, губчатые, воздушные, порошкообразные, неоднородные, скользкие. Но, вначале мы оцениваем продукт визуально, чтобы определить ожидаемую консистенцию. А если консистенция не соответствует ожиданиям, то продукт может быть отклонен, хотя внешний вид и аромат понравились. Это происходит благодаря ассоциативной памяти, мы знаем, что испытывали ранее или будем испытывать при пережёвывании продукта».
Основные вкусы в дегустации